Примечательный факт: в повседневной жизни всем нам нередко приходится обращаться в Bürgeramt (в Берлине) – «Ведомство по делам граждан». В других федеральных землях Германии это учреждение может называться Bürgerservice, Bürgerbüro, Bürgerdienst.
Содержание их функций идентично: предоставить гражданам быстрое решение элементарных бюрократических вопросов. Связанные, например, с оформлением самых различных свидетельств (о рождении, браке, смерти), документов о регистрации по новому месту жительства, с оформлением – переоформлением паспортов, выдачей лицензии на ловлю рыбы и многое другое.
Приходится констатировать, что в «Ведомствах по делам граждан» продолжает наблюдаться весьма неудовлетворительная ситуация по приему населения. Что уже много лет является своеобразным источником «постоянного раздражения», а порой и возмущения граждан. О чем уже достаточно много написано в СМИ, высказано политическими и общественными деятелями.
И самое досадное заключается в том, что речь не идет о качестве подготовки документов по запросу клиентов, не о компетентности сотрудников или оперативном решении той или иной проблемы посетителей. Все намного проще – чаще всего практически отсутствует реальная возможность записаться на прием в ведомство и «посетить его» в течение 14 дней.
И это несмотря на то, что такая цель ставилась властями еще в 2016 году. Были предприняты усилия самого различного уровня, однако желаемого результата достичь не удалось. Более того – неутешительная ситуация явно усугубилась во время пандемии COVID19.
Статс – секретарь по цифровой и административной модернизации федеральной земли Берлин, руководитель платформы по цифровым технологиям Берлина, д-р Ральф Кляйндик (Staatssekretär für Digitales und Verwaltungsmodernisierung, Berliner Chief Digital Officer (CDO), Dr. Ralf Kleindiek) намеревается коренным образом изменить сложившуюся «аховую» ситуацию в «Ведомствах по делам граждан» в 2023 году.
В данном аспекте обслуживания населения предполагается внести коренные изменения на основе «эволюционной» концепции цифровой и административной модернизации. Концепция должна быть окончательно разработана к концу января 2023 года. Среди прочих составляющих она предусматривает: формирование в Берлине 5 дополнительных офисов для приема населения, направление в отделения округа столицы около 100 новых подготовленных сотрудников, готовых, в случае необходимости и в зависимости от «пиковых нагрузок», мобильно перемещаться из одного округа города в другой.
По глубокому убеждению д-ра Р. Кляйндика: «Важно, чтобы граждане могли пользоваться все большим количеством услуг в режиме онлайн. Каждая цифровизация ускоряет процесс обслуживания, делает его проще, во многом разгружает сотрудников от явно второстепенной работы в офисах».